Технические Статьи


Притирка клапанов



Одна из ответственных работ по ремонту двигателя автомобиля - это восстановление седел и притирка клапанов. Если клапана были притерты правильно и качественно, Ваш мотор будет служить Вам верой и правдой долгое время.

При механическом повреждении тарелки или стержня клапана, например при встрече его с поршнем, без замены клапана на новый не обойтись. Есть конечно специалисты, выпрямляющие стержни клапанов, но в нашем автосервисе такое не практикуется. И мы крайне не рекомендуем заниматься восстановлением геометрии клапанов. При выборе новых клапанов проверяйте их качество. На металлической поверхности клапанов не должны присутствовать шероховатости и риски, высота и диаметр клапанов должны быть идеально одинаковыми. В идеале, перед установкой в головку блока цилиндров, клапана можно отполировать до зеркального блеска. После полировки клапана будут меньше притягивать к себе нагар и нагреваться.

Как правило клапана притирают после их замены на новые, замены направляющих втулок или замены седел клапанов. Если на деталях отсутствуют механические повреждения, на клапанах или рабочих фасках седел просто имеются небольшие раковины и нагар и мы не собираемся менять их на новые, то в этом случае можно обойтись притиркой клапанов без фрезеровки седел. Если же помимо нагара была нарушена правильная коническая форма или фаски седел закруглилась, то в этом случае перед притиркой, фаски седел необходимо обработать шарошками.


восстановление седел клапанов шарошкой

В зависимости от спецификации на ремонтируемый двигатель подбираются три шарошки, различаются они градусом угла, диаметром под фаску седла и диаметром направляющей шарошки под направляющую втулку клапана. Очень часто встречаются двигатели где применяются шарошки с углом 45° для обработки рабочей фаски, 15° для обработки верхней — вспомогательной фаски и 75° для обработки нижней — вспомогательной фаски. Вспомогательные наружная и внутренняя фаски формируют газовые потоки, уменьшая завихрения рабочей смеси и способствуют лучшему наполнению камеры сгорания и быстрейшему выбросу газов.


восстановление седел клапанов шарошкой

Инструмент для притирки клапанов каждый выбирает по своему усмотрению, желанию и финансовым возможностям.

Как правило пользуются тремя приспособлениями:

  • Притиркой вручную, с помощью присоски закрепленной на деревянной палочке — самый долгий процесс.
  • С помощью электродрели, шуруповерта, пневматической дрели и куска резинового шланчика — это ускоряет процесс притирки по сравнению с ручной притиркой.
  • С помощью специального пневматического приспособления для прибивки клапанов — это в настоящее время самый передовой, быстрый и качественный способ притереть/прибить клапана. Многие к этому способу относятся скептически, но мы сами в нашем автосервисе пользуемся этим способом и очень довольны результатом.

Для притирки клапанов используют специальную притирочную пасту, которая отличается по зернистости (крупнозернистая для первоначальной обработки и мелкозернистая для доводки - окончательной обработки). Если состояние клапанов и фасок седел хорошее, то можно сразу использовать мелкозернистую пасту. Но, если состояние неудовлетворительное, то желательно перед притиркой мелкозернистой пастой, пройтись притирочной пастой с крупным зерном, это значительно ускорит процесс. Притирочная паста имеет абразивный состав, который собственно и снимает металл на клапане и седле, тем самым обеспечивая их безупречное, плотное прилегание и герметичность.

Для притирки на соприкасающуюся с рабочей фаской седла поверхность клапана тонким слоем наносится притирочная паста. После нанесения пасты клапан вставляется в направляющую и садится на свое место. Перед процессом притирки убедитесь, что притирочная паста не попала на стержень клапана или в направляющую втулку, дабы избежать излишнее стирание соприкасающейся поверхности стержня и втулки.


Притирка вручную

Процесс притирки клапана к седлу различается при использовании разных приспособлений.

При использовании палочки с присоской, присоска «присасывается» к тарелке клапана и совершаются круговые движения вперед - назад, вверх — вниз, стараясь имитировать работу клапана в двигателе. При притирке с использованием дрели, после нанесения пасты и установки клапана на свое место, на стержень клапана одевается кусочек шланга подходящего диаметра и крепится хомутом. Второй конец шланга одевается на дрель, например через сверло и тоже крепится хомутом. При притирке с помощью дрели обороты не должны превышать 400-500 оборотов в минуту. При превышении оборотов можно перегреть седла и клапана. Так же, как и при ручной притирке, используя дрель старайтесь имитировать работу клапана совершая движения вверх-вниз, вперед-назад. При притирке клапанов в обоих случаях нажатия на клапана должны быть легкие.


Притирка клапана с помощью дрели

Использование пневматического приспособления для прибивки клапанов намного ускоряет процесс и делает его особенно качественным. Как и при ручной притирке и притирке с помощью дрели на клапан наносится тонкий слой пасты, далее пневматическая машинка устанавливается на тарелку клапана с помощью присоски и подается воздух, что приводит практически к идеальной имитации настоящей работы клапана в двигателе на высоких оборотах, тем самым достигается идеальная поверхность рабочей фаски на седле и клапане.


Прибивка клапана

Притирку пастой с крупной зернистостью продолжают, пока не исчезнут раковины на рабочих поверхностях. Затем для притирки используется паста с мелким зерном, пока на рабочих соприкасающихся поверхностях не получится ободок равномерно матового цвета по всей прилегающей окружности. Для идеальной доводки-полировки рабочих поверхностей клапана и седла, после притирки, можно воспользоваться пастой ГОИ. Для проверки качества притирки вместо притирочной и полировочной пасты на очищенную поверхность фасок наносится немного масла, после притирки с использованием масла вместо пасты, оставшиеся недочеты и раковины становятся очень хорошо заметны.

Следите за шириной фаски седла клапана, как правило она не должна превышать 1,5 мм. Более точные допуски Вы можете прочитать в руководстве по ремонту на свой двигатель. Чем шире фаска седла, тем лучше отводится тепло от клапана. С другой стороны, на широкой фаске больше риск образования раковин и нагара, что со временем приведет к плохой герметичности закрытого клапана. Поэтому обязательно следите за шириной фаски и оставайтесь в допуске. Также, следите, чтобы расположение фаски седла было на середине относительно рабочей фаски тарелки клапана. Это обеспечит тарелке клапана испытывать минимальные деформации и температурные напряжения.


Правильная притирка клапанов

Для проверки герметичности закрытия клапанов, после притирки и установки клапанов в ГБЦ, используют керосин. Головку переворачивают камерами сгорания вверх и заливают камеры керосином. После продолжительного времени керосин должен оставаться в камерах и не вытекать через закрытые клапана. Но, как показала практика, в работающем двигателе клапана доводятся под себя. И идеальная герметичность при которой керосин не уходил может немного ухудшиться после нескольких часов работы двигателя. А может наоборот улучшиться после некоторого времени работы ДВС, но не качественно притертых клапанах. Поэтому рекомендуется притирать клапана до появления отчетливой полосы притира по середине рабочей фаски седла клапана. Закрытый клапан прижатый с легким усилием почти не должен пропускать керосин.


Проверка герметичности клапанов

Желаю Вам удачи в притирке клапанов!

Статьи по категориям



Одна из наших услуг - Продажа автозапчастей

Продажа автозапчастей